Проигрыватель Arcam Alpha 5 Plus является усовершенствованной версией легендарной модели Arcam Alpha 5. Ни внешне, ни но своим функциональным возможностям новая модель от старой не отличается. Разница лишь в схеме тактового генератора, приводящая, видимо, к снижению влияния джиттера (фазового „дрожания" цифрового сигнала на входе ЦАПа). Существенные различия в звучании Alpha 5 и Alpha 5 Plus позволяют считать последний полноправной новой моделью. "Усовершенствовалась" и цена — она на ?20 выше.
Функциональные режимы проигрывателя Arcam Alpha 5 Plus самые что ни на есть обычные: воспроизведение, пауза, ускоренный „пробег" по композиции назад-вперед, переход к следующей или предыдущей композиции, воспроизведение но программе (можно запрограммировать до 20 композиций), повтор диска, повтор композиции. Предусмотрена возможность выключения дисплея.
Проигрыватель имеет нерегулируемый аналоговый выход и электрический (коаксиальный) цифровой. Цифро-аналоговое преобразование — мультибитовое с предварительной четырехкратной передискретизацией (16 х 4).
Во время подготовки к прослушиванию выяснилось, что проигрыватель очень критичен к фазе сети питания. Контакт, помеченный на вилке FI, должен быть подключен строго к фазе, так как при неправильном подключении качество звучания заметно ухудшается. Это, кстати, положительная особенность — говорит о хорошо продуманной схеме.
Arcam Alpha 5 Plus поразил прежде всего тем, что блестяще преодолевает невыразительность и сухость цифрового звучания — способность уникальная для проигрывателей этой ценовой категории.
Свои незаурядные возможности Arcam Alpha 5 Plus показал при прослушивании первого же диска — „Unlikely Silhouettes", на нем записан оркестр „Молодая Россия". Честно говоря, последнее для себя отметил формально. Ну и что — „Молодая"? Ни о чем мне не говорит... Но Arcam Alpha 5 Plus заставил меня услышать, что играют именно юные музыканты. Удивительно легко и непринужденно передавал он тонкие, едва уловимые оттенки игры оркестра: озорство и задор, порой некоторую поспешность, иногда излишнее усердие и в то же время свободу и раскованность. Arcam обнаруживал и загадочные особенности звукорежиссерской работы: инструмент, которому композитор в данный момент „поручил" ответственную роль, каждый раз оказывается как бы выдвинутым вперед (хотя в книжке-вкладыше указано, что запись двухмикрофонная).
Цифровые источники часто грешат искусственной, как мне кажется, мягкостью звучания, которая маскирует жесткость и сухость цифрового звука. Звучание же „Аркама" нейтрально, поэтому, в сравнении с суррогатной теплотой некоторых проигрывателей, может показаться даже несколько прохладным. На самом деле оно более реалистично и, скорее, приближается к аналоговому.
Arcam Alpha 5 Plus очень четко формирует образы музыкальных инструментов и делает их материально ощутимыми, давая верное представление об их натуральных размерах. Он также демонстрирует общую слитность звучания и великолепную детальность; прекрасно ощущается звуковое пространство. Верность неповторимому тембру каждого из музыкальных инструментов также относится к достоинствам звукопередач и этой модели Аркама: инструменты необычайно выразительны, проигрыватель способен передать и добродушие ворчливого контрфагота, и сказочность челесты, и драматизм виолончели.
Вокал на Alpha 5 Plus звучит кристально чисто, что выяснилось при прослушивании дисков "Ave Maria. Kiri Те Kanawa. Luciano Pavarotti. Joan Sutherland. Marilyn Horne. Leontyne Price" и "Carreras, Domingo, Pavarotti. In Concert".
Быстрые и мощные динамические выбросы передаются с необычайной легкостью. Теплые и прозрачные верха в сочетании с глубоким, очень подвижным и „живым" басом прекрасно дополняют общий колорит звучания. На диске "Unlikely Silhouettes" литавра накатывала из глубины сцены, как волна землетрясения.
Слушать на Alpha 5 Plus джаз — одно наслаждение: жизнь инструментов интенсивна и разнообразна, в мир их страстей вовлекаешься сразу и непосредственно, как на настоящем концерте. Саксофон на диске „Fine and Mellow" принимал всевозможные обличья — от меланхолического до залихватского, а труба Майлза Дэвиса из празднично-пьяной вдруг становилась серьезной и сдержанной.
Прослушивание рок-музыки — „King Crimson", „The Doors", „Led Zeppelin" — доставило массу удовольствия. Проигрыватель Отлично справлялся с атаками, динамическими нюансами и контрастами, передавая весь эмоциональный заряд рок-компознций. Он не терял басовой линии и не разрушал ритмическую „арматуру" даже тогда, когда ударник группы „Led Zeppelin" Джон Бонэм и композиции „Achilles Last Stand" альбома „Presence" ураганом обрушивался на барабаны.
Звучание Alpha 5 Plus не испорчено ни малейшей грубостью или резкостью — можно слушать сколько угодно, не утомляясь. Этот проигрыватель прекрасно совмещался со всеми усилителями. Даже подключенный к усилителю Yamaha АХ-570 с его преувеличенной, как мне кажется, динамикой, проигрыватель не проявлял никакой агрессивности, а лишь изредка обнаруживал некий „максимализм" (который, впрочем, ни водном музыкальном жанре, за исключением классики, не ощущался ) — иными словами, отлично контролировал звук. Было проведено сравнение Arcam Alpha 5 Plus с проигрывателем тон же ценовой категории Micromega Stage 1. Говорить о том, какой из них лучше, сложно. Звучание каждого обладает собственным, индивидуальным характером. Тут решает личный вкус слушателя. Лично мне подход компании „А & R Cambrige”, разработавшей проигрыватель Arcam Alpha 5 Plus, кажется более передовым: этот проигрыватель свободен от искусственности цифрового звучания, что при его цене является большим достижением. Alpha 5 Plus можно сравнивать с гораздо более дорогими проигрывателями: даже если он в чем-то им и уступит, то его соперникам придется „попотеть", соревнуясь с ним в передаче эмоций, исполнительской трактовки, индивидуальных особенностей музыкантов и характера инструментов.