Внешне SONY STR-DN1030 сравнительно недорогая машина производит впечатление деловитой собранности, чем-то напоминая соискателя хорошо оплачиваемой работы, пришедшего на собеседование в престижную компанию. Ресивер одет в элегантный костюм из черной матовой пластмассы, а передняя панель четко разделяется на три части. Верхняя, отделанная под рояльный лак, представляет собой зону индикации — здесь расположен точечный флуоресцентный дисплей с четырьмя строками. На нем высвечиваются сведения об активном входе, USB-или HDMI-соединении, задействованном DSP-режиме, работе на вторую зону, факте подключения акустики по схеме биампинг, типе громкоговорителей и многом другом — всего просто не перечислить. В средней, самой широкой части фасада сосредоточена зона управления. О ней нужно говорить обстоятельно. Около клавиши включения находится светодиод, иллюстрирующий состояние, в котором пребывает ресивер. Зеленое свечение свидетельствует о том, что аппарат включен, желтое — о режиме Standby c активированной функцией Control for HDMI (сигнал по соответствующему интерфейсу беспрепятственно проходит с источника на приемник; полезная возможность посмотреть видео с плеера, слушая саундтрек через штатную аудиосистему телевизора). Рядом установлен поворотный переключатель, служащий как для изменения тембров низких и высоких частот, так и для настройки тюнера (все зависит от того, какую из расположенных непосредственно под переключателем кнопок — «Tone Mode» или «Tuning Mode» — вы нажмете). Справа от переключателя сидят кнопки «Sound Optimizer» и «Party». Первая вызывает режим тонкомпенсации — при работе на малой громкости увеличивается басовая составляющая, что объективно улучшает динамику звучания. Кнопка «Party» пригодится обладателям фирменной беспроводной акустики — она позволит передать на колонки потоковое аудио без посредства кабелей. Четыре «капельки» в центре фасада отвечают за доступ к режимам Analog Direct (для воспроизведения аналогового стереосигнала; при этом регулируется только громкость фронтальных АС), 2-channel Stereo, рассчитанному на работу с двухканальным цифровым сигналом (тыловые и центральный громкоговоритель, а также сабвуфер отключаются), Auto Format Direct (сбрасывается DSP-обработка и функционирует лишь декодер многоканального сигнала) или DSP-вариантам для работы с музыкальным сигналом (об этом ниже). Назначение находящейся чуть правее клавиши «Dimmer» понятно из ее названия — она дает возможность изменить яркость дисплея (есть три градации вплоть до полного отключения). Крайняя правая кнопка «Input Mode» отвечает за режим функционирования цифрового входа (либо автоматический, когда приоритет отдается интерфейсу HDMI, либо считывание сигнала с коаксиального или оптического входа). Непосредственно над ней расположен поворотный переключатель выбора источника, а справа от него — регулятор громкости. Как видим, зона управления чрезмерно обширная, и к большинству доступных здесь функций пользователь предпочтет обращаться с пульта ДУ.
Зона коммутации вынесена на «подбородок» ресивера и состоит из «телефонного» выхода 6,3 мм, а также AV-входа, который включает в себя гнездо композитного видео и порт USB, в совокупности образующие интерфейс для работы с iPod / iPhone (принимаются не только звуковые файлы, но и сопутствующая визуальная информация, например обложка воспроизводимого альбома). Видеомагнитофон или аналоговую видеокамеру можно подсоединить к имеющемуся здесь же AV-входу с коммутацией композитного видео и линейного стерео (три гнезда RCA). Наконец, в наличии и 3,5-мм мини-джек для измерительного микрофона системы автокалибровки.
Опытному эксперту тыловая панель аппарата говорит о его возможностях больше, чем самый красноречивый рекламный проспект. Что касается Sony STR-DN1030, то судите сами: у него сзади пять входов и один выход HDMI, помеченный многозначительной аббревиатурой ARC. Она расшифровывается как Audio Return Channel (в дословном переводе — «обратный аудиоканал») и свидетельствует о том, что ресивер может принимать звуковое сопровождение телепередачи с подключенного посредством кабеля HDMI телевизора (при условии, что тот тоже имеет ARC). Иными словами, создавать дополнительную связь между аудиовыходом телевизора и входом ресивера не придется. Удобно? Разумеется.
Еще на задней панели присутствуют два входа и выход компонентного видеосигнала, три входа и выход композитного видео, коаксиальный и два оптических цифровых аудиовхода, четыре линейных стереовхода, а также выход, позволяющий вкупе с дополнительным композитным видеовыходом организовать сквозной AV-канал для записи на видеомагнитофон (не знаю, насколько сегодня это востребовано, однако что есть, то есть). Гораздо важнее возможность обеспечить линейным стереосигналом второе помещение (соответствующим выходом модель оборудована). Имеется и вход/выход ИК-датчика, благодаря чему можно или установить ресивер в закрытую стойку и управлять им через внешний приемник инфракрасных лучей, или выводить команды с пульта ресивера на ИК-передатчик для командования другими компонентами, тоже находящимися в месте, недоступном для сигналов ПДУ. Пара выходов на сабвуфер позволяет создать систему домашнего кинотеатра, отвечающую самым современным требованиям. Иными словами, аппарат работает с любыми источниками цифрового или аналогового сигнала, за исключением проигрывателя грампластинок (необходим внешний фонокорректор). Из семи бортовых усилителей два (для каналов Surround Back) можно направить на организацию каналов высоты по алгоритму Dolby Pro Logic IIz либо на озвучивание фронтальных громкоговорителей, подключенных по биампингу. Есть гнездо LAN, которое обеспечивает выход в Интернет или работу в локальной сети, а также антенные гнезда AM/FM-тюнера. Но самое удивительное — Wi-Fi-антенна: Sony STR-DN1030 готов принимать потоковое аудио по эфиру! Подобного мы ждали давно — кому хочется тянуть интернет-кабель еще и к AV-ресиверу?
Помимо упомянутого Wi-Fi, Sony STR-DN1030 поддерживает и протокол AirPlay, то есть способен воспроизводить в беспроводном режиме файлы с iPod и iPhone. Не останется внакладе и владелец смартфона с Bluetooth — этот вариант эфирной связи тоже воспринимается без проблем. DLNA-сертификация позволяет вписать модель в локальную сеть. Настроив на компьютере Windows Media Player 11 или 12 (в инструкции к ресиверу эта процедура подробно описана), можно будет воспроизводить файлы МР3, WMA, AAC и WAV, но не FLAC. Записи с частотой дискретизации выше 48 кГц не читаются, равно как и данные с USB-устройств, форматированных иначе, нежели в FAT16 / 32.
Хотите подключить ресивер к Интернету? Нет ничего проще — хоть по Wi-Fi, хоть через LAN. После этого вы получите доступ к фирменной службе Sony Entertainment Network, а также к популярному сервису vTuner. Вдобавок можно составить список из 20 радиостанций и занести его в память компонента. Примечательно, что поддерживающий RDS бортовой аналоговый тюнер способен хранить координаты гораздо большего числа станций — 30 в диапазоне АМ и стольких же в FM.
Еще одна интересная беспроводная функция называется Party Streaming и позволяет, в частности, транслировать с ресивера файлы по эфиру сразу на несколько совместимых устройств, находящихся в разных комнатах.
К воспроизведению многоканальных саундтреков разработчики отнеслись очень серьезно. Специально для этого предназначена совокупность DSP-эффектов, названная HD Digital Cinema Sound. Она включает варианты Dynamic (для помещений со стенами, хорошо отражающими звук), Theater (воссоздает в гостиной атмосферу кинотеатра) и Studio (реверберация сводится к минимуму, но не в ущерб качеству передачи как эффектов, так и диалогов). Разумеется, не забыты и все модные нынче методы раскладки 5.1-звука в 7.1 вплоть до уже упомянутого Dolby Pro Logic IIz. Особый режим имеется для прослушивания многоканальных записей в наушниках. Если же появится желание воспроизвести в многоканальном варианте стереофонограммы, то стоит обратиться к одному из восьми специальных режимов, в том числе Berlin, имитирующему акустику Берлинской филармонии.
Для улучшения качества сжатых файлов существует режим Digital Legato Linear, в котором отчасти восстанавливаются данные, потерянные при аудиокомпрессии. Регулируется задержка между звуком и изображением, возникающая при работе с некоторыми видеоприемниками. Если все компоненты системы (проигрыватель, ресивер и телевизор) марки Sony, то можно воспользоваться HDMI-интерфейсом управления Bravia, когда нажатие одной кнопки на ресивер-ном пульте ДУ позволит выполнить сразу несколько команд (скажем, при включении STR-DN1030 будет включаться и плеер, а телевизор перейдет на работу с входом HDMI, к которому подсоединен ресивер). В зону 2 передается линейный аудиосигнал с аналогового источника или тюнера (файлы с USB-накопителя или компьютера воспроизводятся лишь в основной зоне). Никаких манипуляций с видеосигналом ресивер не осуществляет; 3D-информация проходит с проигрывателя на телевизор или проектор беспрепятственно.
Первоначальную установку облегчает фирменная система автокалибровки DCAC. Она отслеживает не только уровень громкости АС и их расстояние до слушателя, но и фазу сигнала. Система действует быстро и довольно точно — ручной подстройки практически не требуется. Чтобы проще было ориентироваться среди подключенной аппаратуры, входам можно дать новые названия.
Для ресивера с множеством сетевых функций (такого, как этот) большое значение имеет графический интерфейс пользователя. В данном случае он довольно незатейливый и, хотя все современные телевизоры имеют экран 16:9, по соотношению сторон ближе к 4:3. При этом имена интернет-файлов высвечиваются буква за буквой и подчас довольно медленно. Аппаратом можно управлять и с iPod / iPhone, если загрузить в гаджет бесплатное приложение Media Remote, но высвечивающийся на его дисплее интерфейс будет почти таким же, как у ресивера. Штатный пульт ДУ сильно перегружен кнопками, к тому же многие работают в двух режимах, так что вызвать нужную функцию — дело непростое. В общем, пользователю стоит подумать о покупке качественного универсального пульта.
У многих ресиверов Sony существовала небольшая проблема — записи с компакт-диска наиболее удачным образом воспроизводились в режиме Analog Direct (ЦАП проигрывателя аналогичного класса был лучше, чем у ресивера), и наоборот — даже двухканальные DVD-саундтреки качественнее звучали в режиме A.F.D. Auto. В данном случае подобного разнобоя не возникло — бортовой РСМ-декодер оказался на высоте. Почти необъятный динамический диапазон композиции Йим Хок-Мана «Poem of Chinese Drums» передавался во всей его полноте (стоило лишь подобрать к ресиверу Sony STR-DN1030 чувствительную акустику). Богатый обертонами речитатив Хью Масекелы «Stimela» будто бы исходил не из колонок, а исполнялся непосредственно в комнате прослушивания. В многоканальных саундтреках можно было расслышать каждое слово героев — речь не тонула в спецэффектах, как это не раз случалось с ресиверами Sony прошлых лет. Взаимосвязь тыла и фронта была тесной и слаженной — траектории объектов, движущихся по диагонали звуковой сцены, отслеживались достаточно четко.