На примере флагманской пары R900, возглавляющей линейку из девяти разнотипных АС, отчетливо видно, что в новом поколении акустики британские разработчики всерьез решили реформировать не только дизайн, но и все внутреннее содержание. Последняя версия коаксиальных драйверов Uni-Q, успевшая засветиться также в семействе средней ценовой категории Q-Series, а еще раньше проходившая обкатку в модельном ряду XQ, — это, безусловно, один из генеральных элементов модернизации. Говорят, что лучшее — враг хорошего. Нередко случается так, что при выпуске новой акустики перемены сводятся лишь к освежению ее облика, символическим доработкам кроссоверов да обновлению цветовой гаммы. Как мы понимаем, для звука все это не очень существенно. А ведь лишь по-настоящему новые головки могут дать кардинальное изменение характера звучания. Внешний лоск наводят в основном компании, не имеющие возможности изготавливать динамики самостоятельно (таких большинство) и закупающие уже готовые изделия из весьма разнообразного, но все же ограниченного ассортимента датских и норвежских фирм. KEF же делает динамики на собственном производстве и уже только поэтому относится к меньшинству. К счастью, традиционному.
Коаксиальная структура Uni-Q — исключительно живучая технология, применяемая компанией уже в пятом или шестом поколении своих акустических систем на протяжении почти 20 лет. Казалось бы, за такой срок можно и басовик научить пищать, а уж потенциал модернизации наверняка будет практически исчерпан. Кроме того, и конкуренты не дремлют. Физическая имитация точечного источника звуковых волн в широком диапазоне частот — довольно трудная и благородная инженерная задача. Большинство музыкальных инструментов — квазиточечные источники сферических звуковых волн, и их размеры сравнимы или меньше длины испускаемых ими волн. Логика говорит, что колонки должны быть таким же точечным источником звука, причем в диапазоне 20—20000 Гц, что, к сожалению, недостижимо. Разнесенные в пространстве имитаторы-динамики традиционных АС обязательно дают деформацию и фазовые сдвиги в звуковом поле, тогда как у коаксиальной структуры, по идее, этих недостатков быть не должно. Однако изготовить коаксиальный динамик для всего звукового диапазона невозможно, или же результат будет на любителя: даже широкополосные головки уровня High End не обеспечивают требуемой стабильности АЧХ. Так почему бы не попробовать достичь совершенства в области средних и высоких частот?
У трехполосной напольной R900, сияющей иссиня-черным рояльным лаком плоскостей корпуса, на вооружении имеется абсолютно симметричная схема Д'Апполито, состоящая из одной 5-дюймовой головки Uni-Q и двух 8-дюймовых низкочастотных драйверов. Басовики заслуживают отдельного разговора: они имеют мощнейшие вентилируемые магниты, композитные алюминиево-бумажные мембраны... Однако наибольший интерес представляет серебристого цвета центральная коаксиальная структура. Дизайн Uni-Q переработан здесь полностью — новые мембраны, иная конфигурация, вообще все другое. Почти такие же головки применены англичанами и в топовой модели Blade, любезно предоставленной организаторами теста для, так сказать, визуально-слухового сравнения. Конический, с большим углом раскрытия, диффузор Uni-Q выполнен из алюминиево-магниевого сплава, что весьма обнадеживает: магниевые добавки существенно улучшают акустические свойства алюминия, обычно дающего резкие выбросы на частотной характеристике выше критической частоты. Для того чтобы обеспечить дополнительную структурную жесткость, на диффузор нанесены радиальные выпуклые насечки. Привлекают внимание специфический внешний подвес (Z-flex) и «паутина» в горле согласующего рупора. Последний элемент, по всей видимости, играет роль акустической линзы, корректирующей частотную характеристику в самых высоких октавах. Основное назначение подвеса Z-flex заключается в том, чтобы максимально ослабить поперечные изгиб-ные волны в моменты их отражений от жесткой границы подвеса. В этом случае интенсивность бегущей волны (являющейся на ряде частот причиной деформаций АЧХ) быстро падает и негативные эффекты минимизируются. Сам по себе метод не нов, но реализован оригинально. К тому же уменьшить изгибный эффект позволяет крупная звуковая катушка модернизированных Uni-Q. Для басовиков же применять гасящие подвесы нет особого смысла, поскольку НЧ-динамику требуется существенно больший ход смещения мембраны, а при таком условии подвесу Z-flex вряд ли удастся поддерживать линейность электроакустического преобразования. К тому же сигнал все равно отсекается кроссовером на значительном отдалении от первой критической частоты изгиба диффузора (в R900 первая частота раздела полос равна 400 Гц). И вообще, ближайшие британские конкуренты KEF в свое время поразмыслили и пошли по точно такому же пути.
Акустическое оформление фазоинверторного типа предусматривает отдельные порты для верхнего и нижнего басовиков. В таком случае возможна индивидуальная настройка резонаторов и полностью исключено их неконтролируемое взаимное влияние. Корпус изготовлен из 20-мм плит MDF с горизонтальными и диагональными ребрами жесткости. Строгие прямоугольные формы намекают, что конструкторы не опасаются дифракции на корпусе. Анализируя конструкцию R900, убеждаешься в том, что инженеры KEF придерживались комплексного подхода к решению разнообразных задач. Например, элементы разделительного фильтра выполнены на отдельных платах и разнесены в пространстве, чтобы избежать паразитной индуктивной связи. Высокочастотный драйвер начинает работать довольно высоко (2,9 кГц), но кроссовер отсекает сигналы третьим порядком — почти полная гарантия чистоты звучания.
Необычно исполнена контактная группа: предусмотрено раздельное подключение частотных диапазонов (bi-wiring), однако стандартные перемычки между клеммами отсутствуют — вместо них используются круглые фальшклеммы, переключающие токопроводящие дорожки внутри разделительного фильтра. По мнению разработчиков, обычные перемычки или куски кабеля менее надежны. Если не вникать в детали, то может показаться, что в R900 предусмотрен и tri-wiring. Оригинальность конструкции АС дополняется магнитной фиксацией декоративных решеток (ответные магниты спрятаны под лаком лицевой панели). В рамках избранной дизайнерской концепции не удивительно, что все элементы крепления динамиков вообще убраны с лицевых панелей. За счет подчеркнутого внимания к начинке акустика получилась массивная, хотя высота ее немногим больше метра. Зрительно и реально увеличить рост колонок помогают необычные X-образные опоры с регулируемыми шипами. В итоге голова сидящего слушателя оказывается почти на уровне драйверов Uni-Q. Подводя итог рассмотрению конструктивный части, скажу так: здесь все добротно, много нового и все по делу.
Исключительно гармоничное звучание разворачивается в живом акустическом объеме, притом что объем, в свою очередь, свободно умещается в совершенно стандартной вытянутой комнате с обычным подвесным потолком. Обстановка не из самых удачных, зато результат отличный! Пусть прямое сравнение с неподалеку стоящими огромными KEF Blade и демонстрирует ненавязчиво, кто здесь главный, оно, тем не менее, дает R900 дополнительные преимущества, среди которых цена — далеко не последнее. Представляя слушателю роскошь музыкальной авансцены, высокочастотный регистр R900 окутывает легким флером глубины виртуального пространства, аккуратно сглаживая колкости крайней верхней части спектра. Совершенно не чувствуется акцентов. Твитеры в новых головках успешно преодолели болезни роста коаксиальной конструкции: у предыдущих модификаций звучанию неизменно было свойственно небольшое выделение узких частотных отрезков около 5 и 7 кГц. указанные локальные подъемы чувствительности возникали раньше в силу геометрических особенностей конструкции Uni-Q как следствие вторичных отражений от поверхности СЧ-диффузора. Теперь же характер преподнесения высоких частот определенно поменялся в лучшую сторону. Дело, вполне возможно, заключается еще и в том, что благодаря своей малой массе алюминиево-магниевый диффузор приобрел великолепные спринтерские черты. Четкая реакция на быстрые смены амплитуд сразу ощущается и на средних частотах, представляющих собой своеобразный индикатор качества звучания акустики. Динамическую остроту R900 в данном аспекте следует признать явлением если не выдающимся, то, во всяком случае, заслуживающим очень высокой оценки. Чем больше слушаешь, тем сильнее убеждаешься в этом. Если сравнить изучаемую модель с колонками «референсной» серии, то можно отметить, что коаксиальные драйверы старших акустических систем (например, 205/2) с большей теплотой и выразительностью передают грудные форманты вокала, однако у R900 все получается чуточку быстрее и естественнее. НЧ-динамики не привносят в звук излишнего нажима. Фундаментально глубокий, масштабный бас сразу двух 200-мм драйверов сохраняет прекрасную подвижность и структурную чистоту. На повышенной и пониженной громкости НЧ-регистр остается на своем месте, не довлея и не нивелируясь. Меня не покидало ощущение, что я слушаю колонки с закрытым низкочастотным оформлением. Это тем более любопытно, что контрольное прослушивание, как уже упоминалось, проходило в акустически обычном помещении. Лишь совсем небольшая низкочастотная тень порой ложится на симфоническое полотно, вызывая небольшое потепление тонального баланса; при прослушивании большинства записей разной музыки это не ощущается. Тональный колорит звучания R900 можно аттестовать как стабильно нейтральный. В кооперации с грамотным басом середина оказывается именно такой, какой должна быть у честной акустики. Сложные классические произведения передаются полнокровно и живо, а яркие фонограммы с особенно эффектным мастерингом, напротив, гладко, без гипертрофии объемов и масштабов. Звучание колонок не утомляет, а это один из важнейших признаков того, что здесь полный порядок с динамикой и тембровым разрешением и нет ограничений частотного диапазона. Закономерно уступая стоящим рядом Blade в деталировке баса и в масштабе, R900 выдают настолько дорогой, породистый звук, что почти в семь раз меньшая цена представляется на редкость привлекательной и даже вызывает недоумение.