В иерархии Heco серия Celan GT располагается на второй сверху позиции: выше — только акустическая система Statement («заявление» по-английски), ступенью ниже — Celan XT. Таким образом, будучи старшей АС соответствующей линейки, Celan GT 902 стоит всего в шаге от лидера модельного ряда, и, вероятно, ей тоже есть о чем заявить.
Модели близки в конструктивном отношении, разница между ними в основном количественная. О них не скажешь: отличаются как небо и земля, скорее, они очень похожи. В обоих случаях — три полосы и традиционный дизайн, совпадают конфигурация и даже калибр динамиков, одинаковое НЧ-оформление (два порта ФИ сзади); невелики и разночтения в спецификациях.
Однако, конечно же, есть и отличия. Statement укомплектована головками более высокого уровня. Ее твитер имеет купол, покрытый наночастицами, а диффузор высокочастотника Celan GT 902 изготовлен из материала Polyfiber (PFC-Dome); кроме того, в среднечастотни-ке флагмана применен алюминиево-никелево-кобальтово-ферритовый магнит (Alnico), обладающий существенно более высокой температурной стабильностью, которая, в свою очередь, обещает лучшую динамику. Мембраны СЧ- и НЧ-динамиков Statement сделаны из целлюлозно-шерстяного композита (95% целлюлозы) и армированной (hardened) целлюлозы (НЧ), а в GT 902 — из крафт-бумаги (kraft paper); разумеется, это не обычная оберточная бумага вроде используемой на почте (не скажу, правда, про немецкую Postamt), а специальный материал со строго контролируемыми свойствами. Замечу попутно, что убежденность аудиофилов в преимуществах динамиков с бумажными диффузорами непреходяща — это ясно и без референдума.
Statement допускает трехпроводное подключение с коррекцией уровней средних (-2 дБ) и высоких (+2 дБ) частот, тогда как в GT 902 предусмотрены bi-wiring/amping и изменение уровня только высоких (+2 дБ) — в наличии коммутационная группа из пяти отменных терминалов с анодированными золотом контактами. Лидер немного и пропорционально превосходит Celan GT 902 по каждому из трех габаритов приблизительно на 2 см. Однако, что любопытно, весит он при этом немного меньше (43 и 44 кг соответственно).
Излучение ВЧ-головки GT 902 корректируется неглубоким рупором. Последний, а также передние части шасси больших динамиков (кольцевые накладки) изготовлены из алюминия и отполированы до зеркального блеска. На все нанесены логотипы Heco, а на ВЧ-волновод — еще и название серии. Расположенные на тыльной стенке крупные алюминиевые трубы фазоинверторов с широкими раструбами не вклеены, как нередко бывает, а надежно привинчены к корпусу и, как и динамики, обрамлены зеркальными кольцевыми накладками. В роли ножек используются упругие подушечки (для пола) или шипы (для ковра).
Округлые боковые стенки — популярный сегодня способ упрочения корпуса и оживления внешнего вида акустики. Компания предлагает колонки, покрытые черным, белым лаком и древесным шпоном (espresso, тестируемый экземпляр). Отделка — фанеровка и полировка — выполнена безупречно. Мельчайшие естественные изъяны в шпоне заполнены мастикой точно в тон дерева и идеально заполированы. Во всем этом видна исключительная добротность.
Heco Celan GT 902 принадлежат к числу тех акустических систем, которые не дают представления о своем реальном звуковом потенциале без разминки. Условия тестирования не позволили предварить критическое прослушивание рекомендуемым в таких случаях многочасовым прогревом, однако качественный прогресс наметился уже через полтора часа после включения. Выводы о возможностях колонок я делал на основе как впечатлений от реального звучания, так и экстраполирования отмеченных в процессе прослушивания позитивных изменений.
Чтобы читатель получил представление об этих изменениях, расскажу кратко о том, каким звук был в начале и как он преображался. В первые минуты (сразу после включения) акустика давала лишь приблизительную схему воспроизводимой музыки, без грубых искажений, но с большими упрощениями. С течением времени звучание постепенно делалось более гибким и живым. В наименьшей степени прогрессировало отображение музыкальной сцены, которая рисовалась в общем верно, но без изысков.
Этим акустическим системам не подойдет небольшое помещение, как не подойдет стандартная кровать центровому баскетбольной команды. Никаких кабинетов и уютных закутков. Celan GT 902 с присущим им крупным, вольготным звучанием и фундаментальным нижним регистром будет тесновато в комнате меньше 25—30 м2. Колонки очень убедительно передают масштаб крупных музыкальных форм. С ними прекрасно ощущается, если можно так сказать, ширина грудной клетки, разворот плеч симфонического оркестра, большого органа, энергия рок-концерта. Высокая мощность, отличный динамический потенциал, главным образом в сфере макродинамики, корректный тональный баланс и глубокий, собранный, динамичный бас принадлежат к основным достоинствам модели. Другими словами, GT 902 способны играть громко и даже очень громко без искажений, то есть без ущерба для тональных, тембровых и прочих аспектов звучания.
Примечательно, что во время прослушивания нередко хотелось увеличить громкость, и звук не вызывал раздражения или скорого утомления.
Прибавка в макродинамической области получена в какой-то степени за счет микродинамики — рамка динамического диапазона расширена и вместе с тем смещена вверх. Мы знаем, что есть акустика, которая выразительно, изысканно, акварельно исполняет музыку на малой громкости, например ночью. Тестируемая пара не такова — как говорилось выше, она время от времени побуждает подкрутить ручку громкости усилителя по часовой стрелке.
Аудиообраз — это всегда уменьшенная проекция воображаемого реального звучания, ведь невозможно воспроизвести в жилой комнате не только звуковой массив симфонического оркестра с его более чем 120 дБ, но даже и реальную игру струнного квартета, джазового трио... Разная техника предлагает разные коэффициенты этой проекции. Heco Celan 902 тяготеют к отображению истинного размера звукового события, и количество звука достигается ими в основном не в ущерб качеству, хотя и с определенным упрощением микродеталей и деликатных глубинных музыкальных слоев, нюансов. Это естественно, поскольку их исполнительский стиль — не палехская миниатюра, а монументальная фреска. Благодаря описанным особенностям звучания музыка в интерпретации акустики Heco приобретает особое измерение, передается крупно, раскрепощенно (но не разнузданно). Контрабасы в оркестре не просто глубоки, плотны и хорошо структурированы, а фундаментальны. Распространяясь широкой и свободной волной, бас воздействует не прямо, а подспудно. Когда при прослушивании записей большого органа, например Большого зала Московской консерватории или собора Парижской Богоматери, на авансцену выходит органная педаль, ты явственно ощущаешь работу могучих 32-футовых труб, колеблющийся высоченный стол воздуха, и потолок комнаты здесь, кажется, не помеха. Грандиозное впечатление. Благородство, достоинство и стать.