Пятиканальный усилитель SA-2.5 - верхняя модель в ряду ламповых усилителей для домашнего кинотеатра, производимых российской фирмой ZKI из Ставрополя в сотрудничестве с московской «Лабораторией Александра Клячина». Представляемый аппарат любопытен прежде всего тем, что центральный и фронтальные каналы усиления у него выполнены на лампах, а тыловые - на транзисторах. Эта необычная гибридная схема не имеет прямых аналогов в мире, и приятно осознавать, что наши разработчики потребительской электроники в кои-то веки оказались впереди планеты всей.
В усилителе использованы отработанные за много лет технологии уважаемого творческого союза, направленные на улучшение качества звучания. Такова, например, оригинальная схемотехника ламповых усилителей мощности. В обычных усилителях приходится вводить много так называемых обратных связей для приемлемой работы схемы. Но ламповая техника позволяет избежать подобных компромиссных решений - в SA-2.5 используется только минимально необходимая общая отрицательная обратная связь. Этот подход гарантирует динамичность звучания, которую нельзя достичь любыми другими способами.
Лампы для каждого конкретного изделия подбираются на фабрике ZKI не просто нужного типа. Успех гарантируют лишь комплектующие от определенных поставщиков, отобранные по годам выпуска. К такому строгому подходу привели длительные исследования особенностей звучания ламп, которые идентичны лишь формально, но звучат существенно по-разному - в зависимости от года выпуска и производителя. В качестве входных ламп в схеме применены триоды 6Н8С, пользующиеся особым уважением знатоков за отличный саунд, а выходных - лампы EL34, созданные специально для звуковых схем.
Привычные ламповые усилители требуют периодической подстройки режимов работы ламп, чтобы свойственная им нестабильность не влияла на надежность и звучание. Некоторые меломаны в России и за рубежом даже находят удовольствие в этих манипуляциях -в чем-то это сродни любви к самостоятельному «копанию» в автомобиле. Однако большинство пользователей предпочитает слушать хороший усилитель, а не заниматься его техобслуживанием. Поэтому SA-2.5 оснащен системой автоматической регулировки режимов работы ламп, и в эксплуатации он не сложнее транзисторных усилителей.
Фирма ZKI известна в аудиофильских кругах как разработчик и изготовитель великолепных кабелей, и для внутренней разводки в SA-2.5 были созданы специальные кабели с определенными свойствами для всех узлов усилителя. Выходные тороидальные трансформаторы ламповых каналов, разработанные А. Клячиным, обрели дополнительные достоинства благодаря великолепному железу сердечников и обмоткам из проводов ZKI.
Короче говоря, в SA-2.5 применены не просто стандартные ламповые блоки, а «зрелые», много лет совершенствуемые, отлично отработанные в ходе производства усилители.
Тыловые транзисторные каналы, конечно, не могут соперничать с фронтальными ламповыми по звучанию. Но и они изготовлены отнюдь не по остаточному принципу «лишь бы были», в чем можно убедиться, сравнивая их саунд с работой весьма серьезных транзисторных стереоусилителей, сделанных авторитетными фирмами. От транзисторов удалось добиться почти лампового звучания - свободного, динамичного, натурального. Это очень важно при совместной работе всех пяти каналов SA-2.5, поскольку позволяет создать однородную звуковую картину.
Представляемый аппарат выполняет функции только усилителя мощности с общей регулировкой громкости, поэтому его коммутационные возможности скромны, а органы управления предельно просты.
На передней панели - лишь тумблеры включения накала и анодного напряжения для ламп, регулятор громкости, а также переключатель входов, чтобы выбрать один из двух источников сигнала - DVD-плеер со встроенным декодером (или же процессор объемного звучания) и CD-плеер. По спецзаказу аппарат можно оснастить большим количеством входов.
С разъемами на задней панели разобраться тоже нетрудно. Там находятся пятиканальный аналоговый вход и стереопара, а также выходные клеммы пяти каналов усиления мощности.
Теперь заглянем под крышку устройства. Внутри все скомпоновано весьма плотно. Мощные выходные и питающие трансформаторы, блоки питания занимают почти все свободное пространство. Разработчикам пришлось серьезно подумать над оптимизацией схемы - шутка ли, уместить в корпус стандартного размера три элитных мощных ламповых усилителя для «фронтов» и «центра» и достаточно серьезный транзисторный оконечник! Такую задачу пока не решил никто другой. Удалось избежать мешающих помех и ухудшения звучания, хотя это было нелегко. Зато с размещением SA-2.5 в обычной стойке не будет ни малейших проблем.
AV-система
В системе использовались два источника сигнала - DVD/SACD-плеер Philips DVD 963 SA и CD-плеер Rega Jupiter. С усилителем они были соединены напрямую по аналоговому тракту, причем для прослушивания SACD первый был подключен к многоканальному входу, а Jupiter - к линейному стереовходу. Декодирование сигнала в домашнем кинотеатре осуществлял AV-процессор Primare SP 31.7, который работал в связке с SA-2.5, получая сигнал от Philips DVD 963 SA «по цифре». На все пять каналов объемного звучания были установлены элитные мониторы SE от «Лаборатории А. Клячина» / ZKI. Басовую поддержку осуществлял сабвуфер SW-2 от тех же производителей. Коммутация выполнялась межблочными и акустическими кабелями ZKI. Разумеется, данная аудиосистема строилась «с запасом», чтобы полностью раскрыть исполнительские способности усилителя SA-2.5. Установка мощных высокочувствительных мониторов на все каналы объемного звучания может показаться излишеством, но на самом деле сложно придумать лучший способ проверить однородность саунда ламповых и транзисторных схем.
Настройка и подключение
Усилитель SA-2.5 необходимо подготовить к работе, и эта процедура имеет определенную специфику. Включаю тумблер «накал». По рекомендации производителя перед включением другого тумблера под названием «анод» выжидаю две минуты. Это необходимо для исключения износа ламп - если анод включать с задержкой (относительно накала), то лампы со временем не теряют эмиссию и могут эксплуатироваться неопределенно долго. По утверждению разработчиков - лет десять, а то и больше. Таким образом, SA-2.5 не свойственна извечная проблема ламповых усилителей - необходимость периодически тратить немалые средства (да и время) на «расходные элементы».
Работа в домашнем кинотеатре
Смотрю эпизоды из фильмов «Мумия возвращается» (звук в DTS) и «Миссия невыполнима 2» (Dolby Digital). Стандартные критерии оценки пространственного звучания к этой системе вполне применимы. Аудиосцена отчетливо трехмерна и проецируется за пределы периметра, очерченного акустикой. Тональный баланс не вызывает нареканий, динамические всплески отрабатываются вполне убедительно. Масштаб подачи спецэффектов полностью соответствует видеоряду, а пространственная локализация звуковых образов эталонна. Вместе с тем разрешающая способность системы просто поражает. Слышны малейшие оттенки интонаций актерской речи и музыкального сопровождения. Ясен художественный смысл, роль каждого самого незначительного звука. Просмотр фильма во многом напоминает посещение театра с отличными актерами - переживания захватывают тебя помимо воли. Волнение, «шок» в хорошем смысле слова подобны тем, что испытываешь на живом балетном или оперном представлении. До чего же неправы снобы-меломаны, отвергающие домашний кинотеатр, как «второсортное» зрелище! Действительно, даже дорогая AV-система не всегда полностью раскрывает художественную силу хорошего фильма. Но творческие коллективы киностудий в этом не виноваты. Они «выкладываются» по полной программе и даже в жанре «экшен» создают яркие, талантливые произведения искусства, а не простое подобие компьютерных игр.
Воспроизведение многоканальной музыки
Слушаю многоканальные дорожки с SACD Pink Floyd «Dark Side of the Moon». Редкий случай - цифровая запись вызвала ассоциации с живым, «летящим» звучанием винила. Вместе с тем пространственные спецэффекты, которые на многих подобных записях кажутся просто неуместными, здесь производят действительно потрясающее впечатление. Не хочется дискутировать о жизнеспособности многоканальных музыкальных программ: все вопросы решаются полным погружением в масштабное трехмерное звуковое поле.
В итоге у меня не возникло никаких серьезных замечаний, хотя используемый в системе источник сигнала трудно причислить к классу референсной аппаратуры. По разрешению SACD действительно ближе к винилу, чем к CD. По выразительности винил устанавливает очень высокую планку, здесь даже SACD несколько отстает. Еще большее сходство со звучанием грампластинки возникает, когда обнаруживаешь небольшой, отнюдь не раздражающий шумок в паузах. Но этот недостаток присущ даже самым дорогим ламповым усилителям - как говорится, издержки технологии.
Работа в стереорежиме
Узнаю роскошное звучание, которым наслаждался, когда прослушивал стереофонический усилитель SA-2 того же творческого коллектива. Это не удивительно, в стереорежиме звуковой тракт SA-2.5 почти не отличается от схемотехники SA-2.
Важно заметить, что аппараты от «Клячина и ZKI», как транзисторные, так и ламповые, разбивают сложившиеся стереотипы. Конкретнее: звучание лампового тракта в данном случае не имеет «самоварных», слащавых оттенков. Напротив, оно исключительно детальное и ясное - но вовсе не за счет сухости, переходящей в синтетичность, что характерно для многих транзисторных усилителей, претендующих на высокое разрешение. SA-2.5 сочетает, казалось бы, несочетаемое.
В его подаче почти предельная детальность музыкального материала удачно гармонирует с цельностью, нераздробленностью музыки на отдельные звуки.
Аппарат не имеет жанровых предпочтений. Из сложной классики он легко, утонченно и эмоционально отыграл великолепную запись фортепьянных произведений Фредерика Шопена в исполнении Владимира Горовица (BMG, ремастеринг с разрешением 24 бит/96 кГц выполнен в 2001 году). Поразило своим масштабом звучание Русского симфонического оркестра под управлением Марка Горенштейна, исполнившего увертюру Дунаевского из фильма «Дети капитана Гранта» (сборник «Reel 3 Sampler» Pope Music). Особенно впечатляет передача динамических контрастов. Казалось, что аппарат способен выдать не 90, а все 200 Вт на канал. Причем даже на самых громких пассажах инструменты не сваливались в кучу, а звуковая сцена сохраняла трехмерность. На джазовых альбомах трио Билла Эванса, сборнике «The Hot Club of San Francisco» Clarity Recordings отлично передавалась «фактура» музыкальных инструментов, слышно было, из чего они сделаны - из дерева, металла или пластика (барабан). Натуральностью звучания SA-2.5 напоминает легендарные американские и японские ламповые усилители, которые сейчас уже либо сняты с производства, либо увешаны «заоблачными» ценниками.
Что в итоге
Характерное изделие творческого союза «Лаборатории Александра Клячина» и ZKI, не имеющее прямых аналогов. Создавая универсальную AV-систему для музыки и кино, конкурентов SA-2.5 по универсальности и качеству звучания следует искать совсем в другой ценовой категории.