В дизайне AV-компонентов, прямо как в авиации, никак не обойтись без компромиссов. Выигрываешь в одном, неизбежно теряешь в чем-нибудь другом. Как расставить приоритеты, что чему приносить в жертву? Это определяется философией каждой компании, а уж мы, в свою очередь, должны выбрать ту, что нам лучше подходит.
В AV-ресиверах сталкиваются сразу несколько полярных требований: обилие звуковых режимов и настроек с наглядностью меню, большая выходная мощность многоканальных усилителей с приемлемыми габаритами и, наконец, эргономический дизайн. При всей своей навороченности ресивер все-таки должен выглядеть не так, как контрольная панель в кабине «Боинга».
Сегодня мы посмотрим, как из этой ситуации выходят специалисты фирмы, считающейся законодателем моды в AV-строении. Тем более что модель Yamaha RX-V740RDS относится к элитному классу Digital Top Art, где компромиссы неуместны. Поддерживаемые ресивером форматы перечислены в таблице, но помимо них есть несколько специфических конфигураций, о которых стоит рассказать. Дело в том, что Yamaha выпускает не только электронику, пианино и мотоциклы, но и микросхемы для цифрового аудио, в т.ч. звуковые процессоры. В RX-V740RDS стоит 32-битовый чип с плавающей точкой YSS-938, реализующий более продвинутую конфигурацию звукового поля Quad-Field. Предыдущая версия Cinema DSP создавала три спота - presence перед экраном и два surround сзади по бокам. С появлением 7-канальных форматов этого стало недостаточно, и в новых моделях была добавлена еще одна зона - сзади в центре. При этом переднее поле разделяется на три плана по глубине - диалоги, эффекты и музыка. В рамках Quad-Field предусмотрено несколько фиксированных конфигураций: Hall, Jazz, Rock, Music Video, Movie Theatre и т.д., причем в каждом из них есть и вспомогательные варианты. Специальная программа адаптирует динамический диапазон для просмотра фильмов в ночное время, но если даже и это невозможно, программа Silent Cinema создаст трехмерную звуковую картину в обычных наушниках.
После DSP сигнал поступает на 9 ЦАПов 24/96 (добавлен один для сабвуфера и два на перспективу, для дополнительных фронтальных каналов), а с них - на прецизионный 6-канальный регулятор уровня Master Volume с шагом 0,5 дБ. На переднюю панель выведен и темброблок, плавно меняющий АЧХ всех каналов.
Шесть оконечных усилителей мощностью 140 Вт (DIN) собраны на интегральных схемах, в предварительных каскадах и источнике питания применяются детали аудиофильского качества. В частности, конденсаторы фильтра 12000 мкФ ручного изготовления и слюдяные - в цепях коррекции. Для снижения потерь энергии при ее передаче от выпрямителя к усилителю мощности используются толстые медные шины. Платы смонтированы на антирезонансном шасси, и даже теплоотвод задемпфирован.
Yamaha RX-V740RDS имеет очень развитую коммутацию аудио- и видеовходов, включая Phono, компонентный HDTV и 6-канальные линейные для внешнего декодера. Настройка учитывает множество параметров, поэтому проводится в несколько этапов. Зайдя в Set Menu, проходим последовательно через разделы basic, sound, input и option, где устанавливаем основные параметры системы - размер комнаты и каждой из колонок, расстояние между ними и соотношение уровней. Это делается один раз, при первой установке. Если, скажем, у вас нет сабвуфера и/или центра, то сигнал из этих каналов будет подаваться на фронтальные АС. Ценно, что всю предварительную настройку можно осуществить и без экранных меню и пульта, поскольку вся важная информация дублируется на собственном дисплее ресивера. К тому же многие кнопки на лицевой панели имеют двойное назначение. Единственное, чего нам не удалось обнаружить, - регулировку частоты среза ФНЧ и изменение фазы сабвуфера.
Пульт хорошо продуман. Он достаточно большой, чтобы кнопки на нем не теснились, но не слишком громоздкий. Самые необходимые органы управления расположены в зоне большого пальца, поэтому особой сноровки от владельца не потребуется.
Настроился ресивер Yamaha RX-V740RDS быстро и четко. Порадовала логика меню и предсказуемость результата - DSP делает именно то, что вы заказываете, и так, как вы этого хотите. Это - редкое качество, обычно к сложным ресиверам приходится долго приноравливаться.
Чувствуется мощность усилителя, который без труда раскачивает акустику с «тяжелым» импедансом. Очень приличный бас, хорошая энергетика, и при этом ощущается некоторая деликатность в передаче мелких деталей. Правда, мы заметили, что большую роль играет качество оптического кабеля, с дешевым пластиком звучание заметно тускнеет. Особенно этот эффект проявляется при прослушивании музыкальных DVD с многоканальными DTS-треками, записанными в 24/192.
От обилия режимов DSP сначала теряешься, на самом деле нужно всего лишь выбрать пару-тройку наиболее подходящих к репертуару и акустическим условиям комнаты. Yamaha RX-V740RDS действительно может смоделировать и центральный, и сабвуферный канал, причем разница между виртуальными и реальными колонками незначительна. Концепция Quad-Field действительно очень эффективна, очень плотное звуковое поле создается с любой акустикой в любом помещении. При изменении конфигурации, например с Movie Theater на Entertainment, пространственная картина не искажается, просто акустика помещения становится совершенно иной.
Преобразование двухканальных аналоговых треков в 6.1 происходит без шумов и вполне адекватно. Процессор выделяет основные составляющие спектра (вокал, солирующие инструменты) и располагает их спереди, а второстепенные переносит в тыл и аккуратно раскладывает на два канала. Откровенно говоря, у нас не хватило времени, чтобы оценить все 44 режима процессора. Уверен, что, исследуя RX-V740RDS, вы получите настоящее удовольствие.