Современные AV-ресиверы становятся настолько сложными, что по внутреннему устройству больше напоминают компьютер. Материнские платы, быстродействующие процессоры, цифровые интерфейсы и серьезное программное обеспечение — чем не вычислительная машина? Собственно, она и есть, только задача у нее иная — масштабирование изображения, декодирование и преобразование цифрового аудиосигнала в аналоговый. А софт нужен для того, чтобы сделать систему как можно более гибкой в настройках и удобной для ее владельца. И прогресс здесь столь же стремителен, как и в компьютерной сфере — возможности, совсем недавно предоставляемые лишь в верхнем ценовом сегменте, становятся доступными и в моделях среднего класса.
Новый ресивер Yamaha RX-V663 при весьма гуманной цене ($815) представляет собой современный аппарат с развитой архитектурой и расширенным сервисом. Начнем с того, что он имеет конфигурацию 7.2, т.е. семь усилителей мощностью 105 Вт и два линейных выхода на сабуферы. В сочетании с декодерами DTS-HD Master Audio и Dolby TrueHD получается очень неплохой вариант даже для большого домашнего кинозала с проекционным экраном — качество звучания будет адекватно картинке с проигрывателя Blu-ray или тюнера HDTV. При подключении видеомагнитофона по композитному входу или S-Video, сигнал подается на компонентный выход или HDMI с преобразованием чересстрочной развертки в прогрессивную.
Модель RX-V663 имеет отдельный предварительный тракт для независимого озвучивания второй зоны, где остается лишь установить стереоусилитель и пару колонок. В этом случае конфигурация основной зоны сокращается до 5.1. Предусмотрено подключение док-станции для iPod, например Yamaha YDS-10, а также ресивера YBA-10 для беспроводного подключения по Bluetooth. Соответственно, сигнал можно подавать с компьютера или мобильного телефона, имеющего такой интерфейс. Есть даже такая редкая в наше время вещь, как корректор RIAA для прослушивания грампластинок.
Внешне ресивер выглядит традиционно для Yamaha — корпус и лицевая панель цвета «титан», крупный дисплей с желтыми символами, главные органы управления и ниша с разъемами для оперативного подключения AV-аппаратуры или видеокамеры.
Пожалуй, о железе достаточно, перейдем к «мозгам». На 32-битовом сигнальном процессоре реализована система автоматической калибровки YPAO (Yamaha Parametric Room Acoustic Optimizer) с выносным микрофоном. Тот, кто не доверяет искусственному интеллекту, может настроить систему самостоятельно, в ручном режиме. Для этого предусмотрен 6-полосный эквалайзер, тестовый генератор и система вспомогательных меню, где задаются все необходимые параметры.
Еще одна фирменная фишка — режим Silent Cinema, здесь полноценная объемная картина создается в головных телефонах. Очень удобная вещь для ночного просмотра.
И наконец, очень интересный набор из 17 шаблонов, или SCENE, как они обозначены на пульте и лицевой панели. Они заметно облегчают жизнь владельцу, поскольку в них нажатием лишь одной кнопки можно задать оптимальный набор параметров почти для всех случаев жизни — просмотра фильмов на DVD или эфирных TV-программ, прослушивания CD, айпода, радиопередач со встроенного тюнера или виниловых пластинок, а также для видеоигр самого разного характера. При этом происходит необходимая звуковая коррекция и выбирается нужный вход. Например, если выбрать шаблон «CD Hi-Fi Listening», ресивер перейдет в режим pure direct — отключится дисплей, и сигнал пойдет в обход процессора.
Пульт, которым управляется ресивер — отдельная песня. Это тоже своего рода компьютер с собственными «мозгами» и ЖК-дисплеем. Он совместим со всей техникой, включая спутниковые ресиверы, телевизоры, DVD-рекордеры любой марки, список брэндов, с которыми он находит общий язык, занимает 4 страницы! Большинство кнопок имеют двойное назначение, но благодаря логичному их расположению пальцы сами находят нужную.
При первом запуске не обошлось без нареканий — акустические клеммы оказались не слишком удобными и расположены слишком близко, поэтому кроме «бананов» с торца и относительно тонкого провода к ним подключить невозможно. Досадный момент, тем более что места на задней панели достаточно. И уж скажу все сразу — голубая и янтарная подсветка кнопок SCENE и pure direct слишком ярка, что не слишком вяжется с общим принципиально сдержанным стилем ресивера.
Все остальное не дает поводов для критики. Автокалибровку обмануть невозможно — она гарантирует стабильный результат при любом количестве и любом расположении акустики. Нижний диапазон хорош и без сабуфера, чувствуется приличная динамика. Цифровой грязи очень мало даже при максимальной загрузке сигнального процессора — разложении стереофонической фонограммы на 7 каналов. При переходе с Dolby TrueHD на DTS-HD Master Audio сцена и характер подачи заметно меняются, а это говорит о высоком звуковом разрешении тракта. Звучание в целом комфортное и одновременно динамичное. Нюансы не выпячиваются, диалоги четко привязаны к экрану телевизора. Спецэффекты в кино передаются уверенно, с мощной инфранизкой составляющей. Перемещение объектов справа налево и из фронта в тыл достаточно плавное. Регулировок хватит с избытком, чтобы приспособить систему под любое реальное помещение. Этот аппарат из серии «настроил и забыл» — вам не придется что-то менять после калибровки, достаточно освоить несколько кнопок, чтобы выбрать любую из стандартных конфигураций, но адаптированных конкретно к вашим условиям.