Казалось бы, в аналоговой магнитной записи, где с середины 80-х наблюдался полный штиль, давно все изобретено. И вот редкий случай возврата технологических наработок записи, в первую очередь, цифровой обратно в аналоговую. Итак, тонкопленочные магнитно-резистивные головки (МРГ), произведенные фирмой Panasonic, в чем их отличие от привычных индуктивных МГ? Сразу заметим, что принципиально МРГ может быть только воспроизводящей, а стало быть, дека с такими головками обязательно должна быть со сквозным каналом записи-воспроизведения. Воспроизведение осуществляется благодаря изменению сопротивления проводника под действием магнитного потока магнитной ленты. Поэтому частотная характеристика получается линейной и не требует специальной коррекции в усилителе воспроизведения, что уменьшает уровень шумов и помех (по данным фирмы, ориентировочно на 2-3 дБ). За счет применения тонких пленок в качестве чувствительного материала (подобно аппаратуре цифрового формата DCC) улучшается отдача на высших частотах рабочего диапазона. У всех аналоговых магнитофонов на самых низких частотах наблюдается так называемая змейка — нелинейность АЧХ, вызванная конечным размером сердечника головки воспроизведения. В данном случае нет ни сердечника, ни зазора в нем, а стало быть, нет и змейки. Как говорится, пустячок, а приятно. По всей видимости, будущее аналоговой аппаратуры магнитной записи, по крайней мере у аппаратов High-класса, за магнитно-резистивными головками.
Итак, попросив извинения у читателя за обилие технических подробностей (в данном случае без них не обойтись), продолжим знакомство собственно с аппаратом. Его конструкция выполнена по популярной в последнее время схеме с центральным расположением лентопротяжного механизма, позволяющей оптимизировать компоновку устройства. К сожалению, этого нельзя сказать об органах управления — клавиши управления шумопонижением, счетчиком ленты, режимом памяти ушли на противоположную сторону, что, на наш взгляд, не совсем логично и удобно. Здесь же располагается клавиша автоматического оптимизатора режима записи, случайно нажав на которую, вы рискуете записать тестовые сигналы на свою любимую кассету. Отсутствие блокировки срабатывания оптимизатора вызывает в памяти печально известный закон Мэрфи. Не хотелось бы, чтобы его правоту вы испытали на себе!
Из новых, нетрадиционных «при-бамбасов» у аппарата имеется режим «прямого воспроизведения!- (Play Direct) — в этом случае сигнал на линейный выход поступает непосредственно с предусилителя магнитной головки, минуя цепи подавления подмагничивания и блок шумопонижения Dolby. Данный режим целесообразно использовать при перезаписи с кассеты на кассету.
Что касается остального, аппарат под завязку оснащен набором сервисных функций, традиционным для своей ценовой категории. Это и шумоподавители Dolby В и С, система динамического подмагничивания Dolby НХ Pro, линейный счетчик ленты, полностью автоматический оптимизатор тракта записи под используемую ленту и даже моторизированный привод кассетоприемника. Пульт ДУ в комплект поставки не входит: можно использовать пульт от усилителя фирмы Technics.
Выборочные измерения подтвердили заявленные фирмой высокие значения параметров, а субъективные прослушивания показали несколько большую прозрачность звучания, по сравнению с магнитофоном с обычными головками воспроизведения. Особенно это проявлялось на басах, где звуковая картинка ощущалась более четкой и прорисованной.
И напоследок короткое предупреждение возможным владельцам. Магнит-но-резистивным головкам категорически противопоказаны сильные магнитные поля. Любители размагничивать свои аппараты (с помощью разного рода дросселей или специальных размагничивающих кассет) в данном случае рискуют безвозвратно сгубить воспроизводящие головки. Предупреждение об этом написано прямо на торце кассетоприемника. Увы, по-английски. Не забывайте о этом.